Серый попугай впервые познал ноль: На Западе люди разобрались с нолём только в 1600-х, хотя в Индии это произошло тысячелетием раньше. Теперь же учёные говорят, что "птичий Эйнштейн" обладает подобным нолю понятием. 28-летний Алекс – и без ноля личность в мире людей известная. У него даже имеется "собственный" фонд — Alex Foundation — который под руководством американской исследовательницы Ирэн Пепперберг (Irene Pepperberg) с 1977 года занимается изучением интеллекта и особенностей поведения четырёх африканских серых попугаев (Psittacus erithacus). Последние же достижения Алекса настолько впечатлили доктора Пепперберг и Джесси Гордон (Jesse Gordon), что они опубликовали об этом статью в "Журнале сравнительной психологии" (Journal of Comparative Psychology), который издаёт Американская ассоциация психологов (APA). Статья называется "Понимание чисел серым попугаем, включая подобное нолю понятие" (Number Comprehension by a Grey Parrot (Psittacus erithacus), Including a Zero-Like Concept). Как сообщают исследователи, Алекс недавно "начал спонтанное использование" слова "none" ("ничто", "никто", "ни одного"), чтобы описать отсутствие количества, то есть – он обладает понятием, подобным нолю (zero)". Ноль является абстрактным даже для людей: дети обычно усваивают это в возрасте 3 или 4 лет. Цифра и концепция "ничто" — не так очевидна и понятна для сознания, как буквальный счёт предметов. Шимпанзе, к примеру, показывают некоторое понимание ноля, но только после периода обучения. Так что подвиг Алекса — первый в своём роде. К тому же, понимание пришло к нему спонтанно. История эта началась, когда учёные решили проверить, понял ли Алекс небольшие числа — от 1 до 6 (ноля от попугая никто не ожидал). Исследователи разложили перед птицей множество помеченных цифрами объектов разных цветов и размеров и задавали вопросы, типа "какого цвета четвёрка?". Исследователи продолжили опыты, стараясь включать в них "нулевой" вариант ответа, и Алекс последовательно использовал слово "none" корректно. "Мы пока не можем определить, какой познавательный процесс привёл к такому поведению, — признаются учёные. — Можно лишь предположить, что его действия, начавшиеся вскоре после периода непослушания, из которого следуют отсутствие интереса к данной задаче, и были возможной попыткой сделать процедуру более стимулирующей". Ирэн Пепперберг сомневается, что достижения Алекса, или некоторых других животных, типа шимпанзе, говорят о возможности "полного обучения": "Скорее, эти навыки основаны на более простых познавательных способностях, в которых они нуждаются для выживания, например, признания "больше" против "меньше".
|